Опыт Сарысуского центра реабилитации и адаптации
Современное общество предъявляет новые требования к системе социальной поддержки детей с инвалидностью. Социальная работа уже не ограничивается традиционными методами сопровождения, всё большее значение приобретают инновационные технологии, позволяющие ребёнку не только адаптироваться в обществе, но и раскрыть свой личностный потенциал.
Опыт работы Центра
Сарысуский районный центр реабилитации и адаптации детей с инвалидностью является площадкой, где специалисты внедряют разнообразные методы и технологии. В работе команды используются:
арт-терапия с применением цифровых технологий;
музыкотерапия и сказкотерапия, адаптированные для детей с особыми образовательными потребностями;
сенсорная интеграция с использованием специализированных тренажёров;
игровые и геймифицированные технологии;
инклюзивные практики, способствующие социализации;
социальное проектирование, вовлекающее детей и родителей в совместную деятельность.
Командные достижения
За два года работы команды были достигнуты значимые результаты:
5 детей сделали первые самостоятельные шаги;
3 ребёнка начали говорить и вступать в общение;
все подопечные стали увереннее и освоили правила поведения в обществе;
3 ребёнка пошли в общеобразовательную школу;
1 ребёнок полностью восстановился и был освобождён от статуса «инвалидность».
Эти достижения стали возможны благодаря слаженной работе специалистов и применению современных методик.
Новый инновационный подход: «Эмоционнальная-цифровая терапия»
Одним из новых направлений, разработанных и внедрённых в Центре, стала «Эмоционнальная-цифровая терапия»— методика, основанная на сочетании творческих практик и цифровых технологий.
Суть метода: ребёнок выражает эмоции через цвет, звук или движение, а система (планшет, интерактивная панель, специальное приложение) мгновенно реагирует, создавая позитивный отклик- изменяет цвет экрана, включает музыку, оживляет анимацию.
Цель: помочь детям научиться управлять своими эмоциями, снизить уровень тревожности и обрести уверенность в себе.
Необходимое оборудование: планшет или интерактивная доска, программы для рисования и музыки, микрофон и веб-камера.
Этапы реализации:
1. ребёнок выполняет действие (рисует, хлопает, произносит звук);
2. система даёт позитивный отклик (цвет, музыка, анимация);
3. специалист обсуждает с ребёнком эмоцию и помогает её осознать;
4. результат обсуждается с родителями.
Ожидаемые результаты:
• развитие навыков саморегуляции;
• расширение способов выражения эмоций у детей с ограниченными речевыми возможностями;
• повышение уверенности и снижение тревожности;
• формирование положительного опыта взаимодействия с окружающим миром.
Заключение
Опыт работы Сарысуского районного центра подтверждает: использование инновационных технологий в социальной работе открывает новые возможности для реабилитации и социализации детей с инвалидностью. Внедрение таких подходов, как «Эмоцио-цифровая терапия», позволяет сделать процесс помощи детям более эффективным, современным и ориентированным на индивидуальные потребности каждого ребёнка.
Гульсум Сердалина,
специалист по социальной работе районного центра реабилитации и адаптации детей с инвалидностью