КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ

0

Кенесбек Ордабеков, родился в 1940 году в ауле Байдибек, Южно-Казахстанской области. В семье Кенесбек был единственным, долгожданным ребенком. Отца Ордабека,  практически не помнит, ему было два года в 1942 году, когда он ушел на войну. Мама Жуматай осталась одна с маленьким сыном на руках. Война давала о себе знать даже за несколько тысяч километров.

Мама Кенесбека Жуматай с раннего утра до поздней ночи трудилась не покладая рук на колхозных полях. Жили впроголодь, весь урожай уходил на фронт. Как вспоминает Кенесбек ага, с раннего детства и до той поры, когда он начал работать и самостоятельно зарабатывать, у него  не было целой одежды , ходил весь в заплатках. Кенесбек с мамой после войны долго ждали отца, тихими вечерами мечтали о том, что придёт отец с войны и станет жить легче… Но, пришло извещение, что отец пропал без вести

Стали возвращаться мужчины в аул, прошедшие войну и уцелевшие. Израненные, контуженные, но живые. Их было совсем немного.

И что они увидели? Обнищавшие семьи, опустевшие дворы, обветшалое колхозное хозяйство. Все это нужно было восстанавливать. И начались годы еще более трудные, чем годы войны — износилась одежда, обувь, дети выросли, требовалась новая одежда, обувь. А в магазинах этого ничего не было, не было и тканей. Можно было купить на рынке. Но на что?

Кенесбек Ордабеков в четырнадцать лет закончил семь классов начальной школы, на семейном совете решили, что надо дальше учиться. И хотя мальчик хотел с раннего детства пойти  работать, чтобы помочь семье. Но, бабушка отвезла его в поселок Байжансай, так как в родном ауле не было средней школы. И в 1957 году Кенесбек получил аттестат об окончании десятилетки. Получив аттестат об окончании школы, Ордабеков, вновь попытался устроиться на рудник, чтобы заработать. Но, его не взяли, так как не исполнилось восемнадцать лет. Потому что работа на руднике представляла опасность в те времена. А взяли учеником бухгалтера. Через шесть месяцев, когда Кенесбеку исполнилось восемнадцать лет, он устроился на рудник. Вначале рабочим маркшейдерского отдела, по самой природе легко обучаемый Кенесбек. За несколько лет изучил все тонкости профессий рудника и шахтёрского мастерства. И на руднике Ачисайского комбината Ордабеков несмотря на свой молодой возраст, заслужил уважение среди коллег. Выучил профессии шахты и получил права работать бурильщиком, взрывником и другими горными профессиями. А также проходчиком горных выработок широкого профиля. Поступил учиться заочно в университет КазГУ в городе Алматы, продолжая работать на руднике. И как вспоминает Кенесбек ага никто не унывал, знали, все наладится, что все еще позавидуют. Мы, в общем, не сомневались, но не думали, что так скоро воплотим задумки в реальность. Но уже через несколько лет — с опережением напряженных планов — комбинат был в передовиках. И многие объекты также. В чем и наш вклад.

А задача нового поколения горняков, продолжателей наших традиций – успехи хранить и множить. База для этого заложена солидная.

— Конечно же, романтика, к тому же помноженная на энтузиазм. Конечно, и чисто практические цели ставились- заработать, жилье получить, но тогда не это было главное.

Страна отходила от тяжелых военных лет, шла бурная работа по восстановлению экономики, и раны, нанесенные войной, залечивались, и фундамент будущего закладывался. И девиз « раньше думай о Родине, а потом о себе» был тогда не пустым словосочетанием.

Многое менялось на его глазах, все-таки пятьдесят с лишним лет  стажа. Прошел от разнорабочего до  начальника отдела и заместителя директора. Вся первая техника, машины прошли через него, при испытании принимал прямое участие. Это сегодня современные комбайны могут зарубиться в любом месте. А раньше  все делали вручную. И канаты таскали, и топором, киркой, пилой, отбойным молотком работали. Проводились различные соревнования по максимальной добыче руды. Он и его бригада, кстати, всегда имели ведущие места. Нередко перевыполняли план. Помимо этого, будучи комсомольцами, устраивали встречи шахтерской молодежи, на которых обменивались опытом, да и просто общались, дружили. Впрочем, больше было позитивных, а порою даже веселых ситуаций.

И хотя его жизненный путь отмечен лишениями, трудностями, тяжелым трудом, особенно в послевоенные годы, когда был подростком, упорной настойчивой учебой в школе и университете.

Он продолжал учиться горному производству, не довольствуясь знаниями, приобретенными в стенах университета, совершенствовал мастерство ведения горных работ в сложных горно-геологических условиях огромного Ачисайского комбината, подобного в то время редко можно было встретить, где либо. Постоянно учился организации производства на всех ступенях служебного пути, поэтому не было для него секретов ни в одном из звеньев этого сложного и многочисленного хозяйства. При этом Кенесбек Ордабеков скромный и неброский, ничем не выделялся среди коллег.

Неспроста как-то директор Каратауского комбината горно химического комбината  предложил именно ему ответственный пост вначале заместителем начальника, а затем начальника отдела труда и заработной платы в 1972 году, установив при этом персональный оклад для работников комбината . В ГПК «Каратау» работал на различных должностях, он прошел все трудовые ступеньки — от простого рабочего до начальника. Когда в 1976 году  работал председателем профсоюзного комитета ГПК «Каратау», именно Ордабеков внес непосредственно огромный вклад в строительство стадиона, вплодь до того ,что вместе с футболистами добывали дерн для покрытия стадиона в окресностях Туркестанского сельского округа. А в 1983 году стал работать  заместителем директора по коммерческим вопросам ремонтно механического завода.

И хотя пройденный жизненный путь оставил ощутимые следы, да и годы берут свое, но Ордабеков не поддается им, по-прежнему полон энергии и оптимизма, уверенно смотрит в будущее.

Этого человека невозможно представить унывающим, хотя жизнь трепала нещадно, трудно застать его сидящим без дела, увлеченно занимается любимым хобби — фотографиями, окружен друзьями. За день его можно встретить в самых  разных местах.  Улыбается на вежливо-традиционный вопрос:

— Как здоровье, Кенесбек ага?

— Какие наши годы!

Годы, впрочем, у Ордабекова уже почтенные пятого июня ему исполнится 82 года. А энергии и энтузиазма на нескольких инертных молодых хватит. А что удивительного?  Особая закалка.

И как он вспоминает, его не обходили наградами, почетными званиями, премиями. И было за что, где бы не трудился всегда лидировал в соревнованиях, ему присвоили звание почетного ветерана труда, не забывают в родном коллективе. Но главная память — вокруг него – родное предприятие. Которому посвятил все свои лучшие годы.

Что это были за годы? Удивительные и неповторимые, трудные и славные, незабываемые и героические. Работали, не жалея себя. Часто без выходных, в несколько смен. Можно долго перечислять сделанное для общего дела.

Невольно вспоминаются Кенесбеку Ордабекову, слова руководителей ГПК «Каратау» Анатолия Шеина и Александра Недогона, уверявших, что там, где были трудности, все наладится.

Проходят годы, стремительные, насыщенные бурными событиями. Одно поколение приходит на смену другому. И то, что еще вчера было предметом удивления, становится самым обычным явлением.  Но есть события, которые навсегда остаются в памяти людей. Это молодые годы, стремление сделать окружающую действительность лучше и позитивнее. От себя добавлю, всегда интересно беседовать с людьми  богатым жизненным опытом, с такими как Кенесбек Ордабеков. И от всей души пожелать ему здоровья и долголетия.

Жанна ЖЕТЕНОВА,

 «Sarysý»

Leave A Reply

Your email address will not be published.